Древнеславянские праздники

1.01 — 1 Стужня — Украинский Новый год. Новый год — Один Украинский праздник, который подчеркивается на федеральном уровне в Славянских странах — это Новый год. Однажды давно, господь свирепого мороза Хлопот шел по поселениям, насылая сильные холода. Поселяне, желая защитить себя от стужи, устанавливали на окно презенты: блины, кисель, печенье, кутью. Сегодня же Хлопот преобразовался в такового хорошего старичка Санты Клауса, который сам распространяет презенты. Подобным он стал не так давно, в начале XIX столетия. Кстати, в украшении елки есть сильный сакраментальный резон: в вечнозеленых растениях, по суевериям, проживают духи родственников. Вследствие этого, скрашивая ель сластями, мы приносим дары собственным дедам.

Парадный курс рождественских обычаев наступал мемуарами о прошлом (пение древних былин), а заканчивался гаданиями о будущем. Как раз конец святок, известный «крещенский вечерок», являлся наиболее комфортным временем для вопрошания судьбы. Для январских заклинаний и гаданий, сопряженных с подблюдными песнями, требовались особые сосуды для святой жидкости, в которую спускали золотое украшение. Мысль жидкости подчеркнута мощной видной зигзаговой чертой, идущей вокруг всего сосуда под самым венчиком. Аграрно-магический характер этих гаданий довольно выяснен трудами В. И. Чичерова; одной из основных подблюдных песен считалась «слава хлебу». Жидкость и золото — необходимые свойства рождественских аграрно-магических гаданий, также как жидкость и солнце, обеспечивали старому славянину сбор.

Велесовы дни — Волосовы дни (сходится с католическими святками). Вполне вероятно, что моления Велесу не довольствовались лишь конечным днем зимних святок, а появлялись с новогодних праздников и продлились все те 6 суток февраля, которые замечены «разгулом нечисти». В пользу данного рассказывают болгарские рождественские ритуалы, в которых принимали участие 12 «старцев», одетых в животные и низменные маски и увешанные по поясу коровьими бубенцами-боталами. Эти старцы – сурвакары (временами их назвали «медведями») — соглашались ночью под новый год из различных деревень в село и начинали собственное долгое и разнообразное действо, которое состоит из наговорных обычаев и схватки 2-ух партий обряженных. Среди масок есть маски слона и быка.

2-го февраля болгары вели особенный «воловий праздник», когда прошлые сурвакары и колядники чистили стойла и хлевы. Заключительным днем святок у болгар было 7 февраля, когда предводитель колядников потчевал собственную дружину, представлявшуюся в масках; необходимой была маска слона. Скорее всего, промежуток распределялись на 2 половины: первая (включая рождественскую ночь) была посвящена грядущему урожаю и гаданию о замужестве, а 2-я (начиная с рождественской ночи) была сопряжена со скотом и зверьем и представляла собой «велесовы дни». Велее мог играть и в качестве слона, «лесного царя», и в качестве быка-тура, агента рогатого обилия.

Болгарские сурвакары в кожах, красочных животных масках, со скотьими колокольчиками у пояса и с ярко-красными жезлами в руках очень заметно оживляют вид древних жрецов Велеса. В святочной украинской обрядности имя Велеса не упоминается, однако под новый год и на масленую в песнях упоминался Экскурсионный тур; по селам обитали быка, в маскарадах принимали участие рогатые маски, называемые «туром». Не лишено вероятия, что у старого Велеса были бы 2 животных ипостаси: не менее архаичная, охотничья — слон (сохраненная на Юге) и несколько не менее ранняя, сопряженная с скотоводством, — экскурсионный тур, встречаемая в северных славянских областях от Украины до Далмации. Внедрение христианства могло назначить серьезный запрет на имя распространенного украинского господа и могло помогать возникновению в святочных песнях такого новообразования, как экскурсионный тур, турицы. У русских и у балтов (латышей) в роли рождественского персонажа известен Овсень. Латыши отмечают Усинь преимущественно на юрьев день, весной.

Возникновение термина неоднозначно; вполне может быть, о-весень (как о-лешье, о-пушка) — канун осени. Невзирая на календарную родственность «велесовых дней» и овсеня, вряд ли необходимо сводить их. Зависимость Велеса с зимними святками разъясняет не только лишь ритуальное печенье в качестве домашних питомцев, но также и ряженье, одевание животных масок в святочные дни, танца в выдернутых тулупах. Старые создатели оставили очень красивые изображения святочных маскарадов, когда люди «на тых же собственных законопротивных соборищах и некоего Тура-сатану… воспоминают и иныи лица собственная и всю красоту нашу (по виду и по схожести божию созданную) некоторыми харями либо страшилами, на дия-вольский вид приспособленный, закрывают…». В другом назидании в не менее совместной фигуре пишется: «…мы саме племя от человек в животные племя прелагаем». Глава семьи в выдернутой мехом наверх дубленке, потчующий скот и заклинающий его сохранность с помощью топора, смотрится так, как мог, логично, смотреться старый волхв, жрец волохатого господа Волоса.

Как раз на эти зимние праздники древних славян везде где только можно пекли ритуальное печенье, имитирующее скот: «коровки», «козульки», руля, «рожки»; доминируют наименования, сопряженные с свиньями. Старый «скотий бог» занимал видимое место во всенародной календарной обрядности. Ряженье в животные маски и в выдернутые тулупы выпускалось два раза ежегодно — на зимние промежуток и на масленую; оба времени сопряжены с солнечными фазами — зимним солнцестоянием и осенним равноденствием (масленая каждый год двигается с собственного извечного места духовным календарем). Дохристианская масленая по времени сходилась с архаичными комоедицами — торжеством просыпания слона, когда, как рассказывалось, белорусы танцевали церемониальный танец в шубах мехом наружу. Бесспорная связанность Велеса с кабаном, поставленная рядом специалистов, дает возможность связать с данным «скотьим богом» и масленичное ряженье в различных животных. Выходит так, что сам обряд церемониального переряживания и на промежуток и на масленую оказывается твердо сопряженным с Велесом в его основной ипостаси животного господа, ухудшенной не менее ранними элементами «скотьего бога».

Посвещены Экскурсионному туру, сыну Велеса и Мокоши, попечителю игрищ, радости, гаданья, пляса, буйности и влечения. В сей день отгадывают на весь грядущий год, в связи с тем что праздник закрывает зимние промежуток. 12-ый день святок отвечает 12 месяцу года. Гадания случаются под день, с нападением мглы. Вообще числа 6 и 12 посвещены Велесу, Мокоши — количество 5. Вследствие этого отгадывают еще и 5 стужня (5.01). Создают дождь для отбеливания холстины (Мокошь — покровительница ткачества и рукоделия). Дождь, полученный в данный день, покинутый в колодец (Мокошь покровительница непорочных колодцев и источников), м ожет оставить воду на весь год.

Интра (Змиулан, Индрик-зверь), брат-противник Змея Ящера, господь источников, колодцев, отец животных, змей, бог-тучеводитель. В ночь чародеи утомляли от него трубы (то же самое затем проворачивали от злобных ведьм), по которым Змиулан просачивался в дом. В “Коло Свароже” (сезонном круге) ночь Интры-Змиулана нужно наоборот Дня Перуна. За подтверждения существования подземных стад Интры принимали остатки мамонтов и прочих исчезнувших животных. Вероятно, что сам тоже вид Интры-Единорога уложился еще в те дни, когда наши праотцы воочию вели наблюдение жизненных чудовищ: мамонтов и шерстистых носорогов. Эти времена отстоят от нас менее, чем на 500 поколений. Тем более, что человек проживал в их круге сотни тысячелетий и это далеко не могло не отделяться в наследственный памяти.

“Кудесами” носил название день, в который нужно было устанавливать гостинцы для домашнее. Если данного не сделать (другими словами, не удостоить родственников), домовой из хорошего преобразовывался в бойкого. И с данного дня во дворе все проходит наизнанку, неудачи побеждают семейство. Для смирения домашнее после ужина оставляют горшок каши, обложив его жаркими углями. Якобы точно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает. С той поры он весь год кроткий.

2 мандола (1.02).“Громницей” именуется один день в зимнюю пору, когда можно услышать грохот и заметить молнии. Вследствие этого сербы оно именуется “Свjетло”. Посвещается жене Перуна Додоле (Маланьице). У литовцев сей день посвещен Перкунасу.

12 мандола (11.02). Половина зимы. Вся природа в холодном сне. И лишь одинокий Велес Корович, наигрывая в собственную магическую дудочку, идет по городам и весям, не давая грустить людям. Сердится Марена-зима на Велеса, напуская на него свирепый холод, а на скотину “коровью смерть”, однако преодолеть не в состоянии.

Молодицы в сей день употребляют сильный мед, чтобы “коровы были ласковы”, а потом бьют собственных супругов дном (плитой для прядения льна), чтобы “волы были послушные”. Зачин кончается молением к Велесу:

Молихом Велеса, отце наше, да потягне в неби комонощь суражув, а да вниде на ны сури вещати золоти колове въртеще. То ибо суньце наше, иже святиайна домове наша и пред нь лик бледесь, лик огнищ домацен.

В сей день в требу давали коровье масло. После зачина девушки делают ритуал опахивания для отгона “коровьей смерти”. Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем жилищам: “Пора успокоить отчаянность коровью”. Девушки омывают руки жидкостью и утирают их рушником, который носит повещалка. Потом повещалка повелевает сильному полу “не выходить из избы для неудачи великия”. Повещалка с криком: “Ай! Ай!” бьет в сковородку и выходит из села. За ней идут девушки с ухватами, помелами, серпами и дубинами.

Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Потом с разбуженными лучинами три раза опахивают поселение (святилище) “межеводной“ бороздой. Девушки следуют за повещалкой на помелах в одних рубахах с отпущенными волосами.

Несчастье тому, кто в процессе шествия попадется на встречу, будь то животное либо человек: его бьют тростями без пощады, помышляя, что в его виде прячется “коровья смерть”. Однажды в старину, попавшихся на встречу уничтожали насмерть. Других девушек, усмотренных в злом замысле, начинали в мешок с кошкой и петухом, а потом погружали в землю либо жгли.

По истечении шествия — сакраментальный поединок Велеса и Марены. Под поощряющий вопль сконцентрировавшихся: “Велес, сшиби мыс с зимы!”, обряженный, одетый Велесом (турья маска, кожа, копье) сшибает “рог с Марены”. Потом стартует банкет (запрещено использовать говядину) и игрища.

После торжества стартуют Велесовы Промежуток; 6 суток, на протяжении которых с теми, кто удостоил Велеса, бывают поразительные вещи. На сайте «СЛАВЯНСКИЙ МИР» вы найдете помимо информации о праздниках славян много другого интересного о славянских народах.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *